НАУКА СВЕТСКАЯ И НАУКА ДУХОВНАЯ

 

1. Что такое наука? И правомерно ли деление науки на светскую и духовную наряду с принятым делением на прикладную и фундаментальную, на естественную и точную, на материализм и идеализм?

2. Что такое мораль, нравственность и этика? Как они связаны между собой и каковы области их действия?

3. И, наконец, можно ли любое познание мира считать научным?

Попробуем ответить на эти вопросы.

Наука есть результат деятельности или образ жизни особой группы людей, овладевших методикой работы или управления специальными приборами и своим мыслительным аппаратом на самой грубой плоскости материального Космоса и в рамках некоторых общих законов или догматов, называемых ими законами природы. Причем каждый научный работник в произвольно выбранной и достаточно узкой области знаний о мире и человеке учится всему, что было достигнуто его предшественниками, и на этой основе создает нечто новое и более совершенное. Диапазон исследований определяется длиной дуги сознания исследователя, а глубина проникновения в материю - качеством его сознания. Так обычный научный работник является узким специалистом, способным охватить своими изысканиями лишь небольшое пятно на видимой плоскости материального Космоса, который семеричен. И только Архатам или Махатмам, чье сознание представляет полный круг, доступны все семь плоскостей материи и не фрагментарно, а целиком. Поэтому Христос, Будда и Майтрейя являются самыми выдающимися УЧЕНЫМИ не только в сфере Земли, но и во всей нашей Солнечной системе, хотя современная наука об этом не знает, точнее, не хочет знать.

Однако при отсутствии связи с Высшим любая органическая система перестает быть открытой, и тогда процессы кристаллизации становятся необратимыми. Мы не можем считать науку достоянием таких ограниченных сознаний и потому будем рассматривать ее не как профессию или работу, или даже хобби, но как образ жизни или путь бесконечного познания и совершенствования, которых много. Для этого рассмотрим сначала общую схему эволюции сознания человека, как системы микрокосмической, включенной в эволюционные процессы всего Космоса, а затем перейдем к явлениям коллективного порядка, поскольку наука есть все-таки занятие не одного человека, но всего человечества в целом, начиная с вполне определенного витка спирали развития сознания.

Известно, что человек разумный, являясь одновременно Космосом и Солнечной системой в миниатюре, полностью им подобен, в том числе семеричен. Представим его соответственно в виде двух схем: семеричного Космоса (Атма, Буддхи, Манас, Кама, Линга и Стхула Шарира) на рис. 1 и Солнечной системы в эллиптической орбите Земли на рис.2.

 

В пояснение к рис.1 надо сказать, что Манас не самостоятелен - высшую его часть присоединяет к себе Буддхи, низшая обслуживает интересы Кама и одновременно способна к абстрактному мышлению. Камическая оболочка тоже двоична, причем если одна ее часть освещена светом разума и может им контролироваться и управляться, то вторая - Кама-Рупа, или форма физических желаний и чувств - совершенно темная область и проявляет себя в виде так называемого инстинкта, как у любого представителя животного мира.

Верхняя троица есть тело Огненное или Новый человек, но имеются и другие названия: Вершина сознания, Чаша Амриты, Ядро или Зерно Духа, Магнит Духа, Индивидуальность, Высшее Эго - это бессмертная часть человека, в которой сосредоточено его Духовное сознание.

Нижняя четверица есть тело Тонкое или Ветхий человек, называемый также: личность, низшее Эго, человеческая Душа, Магнит Души, Низшая Душа - это временная или смертная часть человека, в которой сосредоточено его материальное сознание.

Центральной фигурой Нового человека является его Сердце (Буддхи). Это духовный фокус нашего сознания, связанный с Группой Центрального Духовного Солнца Вселенной и представленный в нашей Солнечной системе Духовным Солнцем, символическое местонахождение которого можно отнести к фокусу эллиптической орбиты, не занятому видимым Солнцем (рис.2). Ветхий человек тоже имеет свое сердце (Кама), которое является ядром простейших желаний и чувственной любви, условно помещаясь в другом фокусе орбиты Земли. В принятой терминологии эти два фокуса нашего сознания или сердца соответствуют центру Чаши (Анахата) и центру Солнечного сплетения (Манипура).

Таков внутренний облик и законченная структура человека, как универсального Атома Вселенной при разворачивании его в конкретную полноту на инволюционном полувитке спирали развития сознания. Аналогичную структуру и схему разворачивания имеют все остальные Атомы Вселенной, начиная от простейшей клетки и физического атома или молекулы до любой планеты и Солнечной системы. Самым характерным моментом этого грандиозного и одновременно драматического процесса является изначальная ассиметрия развития, определяемая наличием у единого Атома двух центров или фокусов сознания - светского и духовного, Кама и Буддхи. Так, погружение в материю на инволюционном полувитке спирали развития сопровождается выстраиванием внешних оболочек Атома или Ветхого человека из материи различного качества и овладением этими оболочками, то есть достижением состояния самосознания. А выход из низших слоев материи уже на эволюционном полувитке спирали в фазе Вдоха сопровождается напряжением внутренних оболочек Нового человека и переносом сознания на план Буддхи. Именно это смещение акцентов внимания от Кама к Буддхи и от Ветхого человека к Новому является самым сложным моментом на пути движения монады от Вершин Недосягаемого к Источнику Беспредельности. Но до конца планетной Манвантары, этот переход, называемый также мостом Антакараны, надо пройти обязательно; при этом Ветхий человек останется на этой стороне, а Новый, несущий в себе звезду божественной монады, уйдет дальше, в нашем случае на пятый Круг. Другими словами, Ветхий человек всегда вторичен или смертен по отношению к Новому - бессмертному, и нужен лишь для погружения в низшие слои материи с тем, чтобы приобрести опыт и развить лучшие качества духа, способности и таланты, которые идут на формирование Нового человека или пламени высшего сознания, которое в идеале разгорается все ярче и ярче из искры стихийного огня монады, пока не засияет в нашей ауре благодатью Духа Святого или Агни.

Любое явление преображения сознания на всех планах материальности Вселенной происходит под руководством и при непосредственном участии Иерархии Творящих Сил Космоса, которая для каждого уровня сознания формирует соответствующее энергетическое или эволюционное пространство, в случае человека получившее название пространства Культуры; обозначим его в рамках, например, христианской традиции стенами православного храма (рис.3), символическое значение которого преисполнено великого смысла. Тогда духовное восхождение человека и всего человечества пройдет по линии сердца и явится восхождением на крест судьбы (рис.3) через добровольное или принудительное распятие на нем своего Ветхого человека. Существует много значений понятия “распятие”, но главным среди них будет явление ограничений или дисциплины, которая в широком понимании указывает на степень овладения человеком своим энергетическим комплексом. Путь эволюции есть движение от хаоса к теосу или гармонии, поэтому баланс дисциплины внешней и внутренней даст нам ступень сознания. Внутренняя дисциплина растет из внешней, так же как Новый человек формируется посредством Ветхого. Поэтому на пути к Новому Миру человечество было проведено сначала через законы Моисея, ставших основой начальной морали и внешней дисциплины, а затем через заповеди Иисуса Христа, давших нам образец высокой морали и добровольного распятия своего Ветхого человека или внутренней дисциплины.

На схеме законы Моисея будут символическими дверями между папертью и срединной частью храма или разграничительной линией, отделившей дикие и варварские сознания, управляемые хаосом стихийных энергий, от избранных душ, способных продолжить свою сознательную или полусознательную эволюцию под руководством учителей небесных и земных. Этому внешнему делению соответствует деление внутреннее: законы Моисея (не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не клевещи, не завидуй и другие) ограничивают и исключают самые низкие проявления человеческой природы, представленные кама-рупической составляющей Ветхого человека. Заповеди Христа знаменовали собой начало нового этапа в эволюции сознания земного человечества и относятся к наиболее возвышенной и утонченной составляющей Ветхого человека кама-манасической.

 

На схеме заповеди Иисуса Христа обозначают границу светотени, ниже которой вращение психической энергии порождает устремление к лунной жизни далекого прошлого, а выше - к солнечной мудрости счастливого Будущего; устремление вниз приводит нас в область зла и личного блага, устремление вверх выводит на путь добра и Общего Блага. “Никто не ищи своего, но каждый пользы другого”, - говорил апостол Павел, - здесь солнечный принцип бескорыстного труда и добровольной отдачи противопоставляется лунному вампирическому принципу поглощения чужой психической энергии и стяжания материальных благ. С точки зрения эволюционных потоков законы Моисея еще оставляют сознание в потоке правритти или разворачивания человека в мире, исключив лишь самые тяжелые антисоциальные проявления его; заповеди Христа определенно переводят сознание в поток нивритти, совершенно меняя систему внутренних ценностей и подготавливая человечество к вмещению Беспредельности вместе с принятием Духа Святого или Агни.

Так явление Иисуса Христа открыло эпоху Великого Просвещения народов мира, возможного лишь в свете Истины и Божественной Любви, сокрытой в сердце каждого человека. Сейчас открыты все пути познания и совершенствования: наука, искусство, религия, философия, воспитание, образование, ремесла, строительство, охрана здоровья, кооперация и промышленность. Но все они сходятся у одних единственных Врат, ведущих в Новый Мир и жизнь вечную, - это Царские Врата нашего сердца.

На схеме алтарная часть храма соответствует Миру Огненному, - это область Полярного, Центрального и Экваториального Солнца (Троица), сфера действия Космических Законов и Живой Этики, где в сиянии Мудрости, Истины и Любви пребывают Руководители нашей планеты и Солнечной системы вместе с героями и подвижниками всех времен и народов - творцами народного Духа и высочайшей Культуры.

Таким образом, мораль или нравственность (от латинского слова moralis - нравственный) есть совокупность правил и законов, определяющих всю внутреннюю и внешнюю жизнь человека как Личности и как участника коллективных процессов в социуме в качестве объекта эволюции; мораль относительна и условна, так же как иллюзорно и временно явление Ветхого человека, жизнь которого она регламентирует.

Этика или Живая Этика есть доктрина жизни человека как Индивидуальности и как сознательного участника эволюции не только человечества Земли, но человечества Вселенной; Этика есть образ жизни человека Нового или Духовного в соответствии с Космическими Законами и вне условного пространства форм и времени. Поэтому мораль - это всего лишь отражение или проекция Этики на грубые и даже фрагментарные сознания земного человечества, - отсюда такой разброс моральных уложений от высокой морали, основанной на религиозных заповедях, до буржуазной морали и морали преступного мира, как проявления эгоизма крайней степени. В свою очередь, Этика основана на принципах высокой морали и строжайшей внутренней дисциплине, как умении контролировать все свои энергетические оболочки, и в первую очередь мысль. Мораль удерживает человека в рамках эволюционного пространства, Этика выводит его на просторы Беспредельности. Область высокой морали труднодостижима, Мир Живой Этики вообще лежит за чертой подвига, - надо встать под молнию не прибегая к защите громоотвода. При этом сгорит все, останется лишь то, чего не увидишь глазами. Открытое Сердце меняет вращение психической энергии в ауре человека, - круг сменяется лотосом, число лепестков дает спираль восхождения Духа, по которой человек начинает приближаться к бессмертию.

Так явление Агни или Духа Святого становится главным фактором и Просвещения, и Посвящения: появился Агни, и значит Новый человек родился. А Новая наука или наука духовная - это Новый человек: есть Новый человек - есть Новая наука, нет Нового человека - все идет по старому, в рамках светской или ортодоксальной науки. То есть дело не в науке, не в искусстве и не в религии как таковых, - это всего лишь формы или пути, по которым можно идти к Истине, Красоте и Любви. Первичен же ЧЕЛОВЕК, качество сознания которого и будет определять качество научных открытий, произведений искусства и уровень святости. Однако пребывая в Мире Форм и сам являясь всего лишь оболочкой Огня, Ветхий человек акцентирует свое внимание именно на внешней форме, не имея Агни проникнуть в ее содержание. Поэтому существующее разделение людей и явлений носит объективный характер, и мораль человеку дается, чтобы не заблудился он в этом мире теней и иллюзий, и чтобы неизбежные в социуме столкновения форм не приняли разрушительный характер. При этом высокая мораль, как, например, заповеди Христа, уже предвосхищает грядущее Единство человечества, - так вслед за “прощением” следует завет “любви”. Новый человек не знает явления разъединения: Агни проникает любую форму и поэтому является единой синтетической основой жизни. Если же есть разъединение, значит сознание пребывает в астрале, и тогда законы Моисея и заповеди Христа становятся особенно актуальными.

Известно, что при переходе Вселенной за черту Дня “Будь с Нами”, в период Махапралайи, Солнечные системы также теряют форму, продолжая, однако, свое существование в первичных образах. Вопрос о том, где или как хранятся эти первообразы прошлой и будущей Вселенной, для нас сейчас не актуален, - предполагать можно все что угодно, но хорошо бы все это видеть, хотя бы умозрительно. Однако при той крайней степени сублимированности материи, которая существует за чертой дифференциации, вряд ли это возможно для людей нашего уровня развития, которые не могут сохранить сознание даже переступая во сне порог Тонкого Мира, не говоря уже о более высоких сферах материального Космоса. Но на уровне Руководителей Солнечных систем, каковыми являются и наши Великие Учителя, такое сохранение сознания или, точнее, самосознания есть Великая Реальность. И Прообраз или Идея Солнечной системы, которую великие Дхиан-Коганы строили и использовали потом для эволюции бесчисленного количества индивидуальных монад, в том числе и нас с вами, безусловно хранится в Их сознании, во всяком случае в виде опыта прожитой жизни. И поскольку построить во вне можно лишь то, что уже построено внутри, то каждого из Них можно считать Солнцем и Солнечной системой, и даже более того, потому что Сердцами своими Они вмещают Беспредельность.

Человеку 4-го Круга, пребывающего к тому же на IV Глобусе нашей планетной Цепи, то есть в окружении самых грубых форм и в состоянии почти животного эгоизма, ставшего причиной практически всеобщего разъединения даже близких по качеству сознаний, - чрезвычайно трудно говорить о том состоянии ВСЕЕДИНСТВА и полном отсутствии форм, в котором пребывает Вселенная на протяжении семи Вечностей. Также трудно в этом Океане Огня отделить Семь Истин от Великих Носителей ее, и пламя сознания Сынов Огня от огненного состояния всей остальной эволюционирующей и неэволюционирующей материи (субстанции).

Поэтому для нас важно сейчас осознать, в приложении к науке наших дней, что любое кажущееся нам новым или даже выдающимся открытие является таковым лишь для нашего уровня сознания, шкала качества которых бесконечна. Открывая нечто “новое” во вне или внутри себя, мы только проявляем в своем сознании то, что давно уже было проявлено нашими Учителями и Наставниками, идущими намного впереди нас по уровню развития или по цепи Иерархии, которая также бесконечна. В идеале, с помощью Иерархии Творящих Сил Космоса, нам предстоит вместить и проявить скрытую в нашем сознании Вселенную через ряд познавательных шагов от изучения сначала некоторых фрагментов и аспектов непосредственно окружающего нас мира форм и явлений, потом в масштабе видимого Глобуса нашей планетной Цепи и других ее Сфер, расширяясь далее до размеров Солнечной системы и всего семеричного Космоса. На этом бесконечном пути познания и совершенствования мы в конце концов поймем, что Вселенная на заре Манвантары была “сокрыта в Божественной Мысли и Лоне Божественном”, а мы лишь участвуем в процессе разворачивания ее в конкретную полноту в качестве доброкачественных или злокачественных объектов и субъектов эволюции. Это разворачивание не является самоцелью, - мир форм и явлений, в котором мы живем, дан нам для того, чтобы мы, манипулируя ими, смогли проникнуть в их содержание и сущность, которые по качеству всегда выше материи видимой оболочки, и так расширить свое сознание в количественном отношении и повысить его в качественном. Причем, не имеет значения, по каким направлениям идет совершенствование: по каналам ли науки, искусства, философии, религии или социальных отношений, - главное, что на каждом из этих и других путей Культуры человек должен постоянно утончать свое сознание, чтобы проникать во все более тонкие слои материи, поднимаясь, таким образом, и сам по лестнице духовного восхождения к Вершинам Недосягаемого. Другими словами, не так важны промежуточные открытия, картины, философские концепции или подвиги того или иного ученого, художника, философа или народного героя, которые безусловно могут стать достоянием Общего Блага, как важен сам процесс трансмутации сознания, сопровождающий творческие искания и духовные напряжения. Именно в этом заключается цель и смысл жизни - “стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу”.

Теперь вернемся к понятию “наука”, чтобы, с одной стороны, отделить сложившуюся в предыдущие два столетия науку, названную ортодоксальной, от иных областей Культуры, а с другой расширить сферу научных исследований до масштабов космических. Действительно, ограниченность сознания земного человечества при неограниченном эгоизме привела к почти полному сокращению числа изучаемых материальных плоскостей семеричного Космоса до одной, причем самой грубой, доступной либо простому глазу, либо вооруженному приборами; и все, что оказалось за пределами очевидности или чувствительности приборов, было объявлено ненаучным. Даже те науки, которые не пользовались приборами (например, психология и марксистско-ленинская философия, получившая свое название уже после смерти Маркса и Ленина, которые не были ограниченными людьми) и тем не менее громко говорили о своей объективности, были заняты защитой и навязыванием именно одноплоскостной картины мира вопреки всякой очевидности и объективности. Эта мировоззренческая ограниченность и холодный прагматизм превратили ортодоксальную науку в подобие трупа, занятого обслуживанием лишь Ветхого человека и разлагающегося вместе с ним. Не случайно поэтому наука прошлого столетия вошла в резкое противоречие со всей остальной Культурой, в основе которой все-таки лежат не грубо материалистические, а идеалистические, и в первую очередь религиозные представления о мире и человеке, пусть и превратно понятые. Именно многочисленные войны прошлого столетия, не затихающие до сих пор, свидетельствуют о том, что лучшие открытия и достижения ортодоксальной науки были использованы не на развитие и совершенствование человека, но на его уничтожение - и физическое, и духовное. Наука, будучи частью Культуры, выступила против самой Культуры, как основы всей жизни, так что в первой половине прошлого века Учителям человечества пришлось экстренно поднимать Знамя Мира, как Красный Крест в защиту всех культурных сокровищ и достижений. Тогда человечество было спасено от самоуничтожения, но какой ценой…

Явление ограниченности не входит в понятие Эволюции, и наука, чтобы остаться частью Культуры и утвердить научный подход к изучению всех сфер жизни человека и природы, должна стать семеричной или духовной. Никто не говорит против исследований на плоскости физической материи, но сознание ученых должно вмещать и другие Миры, а вместе с ними и Законы, по которым живет весь Космос. В чем же будет заключаться семеричность науки? Расширим в первую очередь ее приборную часть. Сейчас уже многим понятно, что физические приборы, принадлежащие Плотному Миру, могут фиксировать лишь самую грубую плоскость материи и ближайшую к ней, которым отвечают два низших принципа человека - Стхула и Линга Шарира. Реагировать на энергии более высокого качества они могут лишь при участии психической энергии самого исследователя. Такие приборы описаны в “Тайной Доктрине” и Учении Живой Этики, но здесь есть определенные сложности. Дело в том, что качество получаемых результатов будет напрямую зависеть от качества сознания самого ученого, то есть работать можно лишь в тех энергетических плоскостях, которым отвечает его собственное сознание, - более высокие в энергетическом отношении сферы будут просто проецироваться на плоскость его сознания, то есть будут ему недоступны. Например, фиксируемое число лепестков лотоса вращения психической энергии у какого-нибудь духовного человека может быть лишь меньше или равно количеству лепестков лотоса самого ученого, если, конечно, сердце последнего открыто. Можно ли считать результаты таких измерений объективными? Конечно, нет. Но ведь и весь Мир дифференцированной материи, в котором мы живем, есть Мир Майи или Иллюзии, плотность которой, к счастью, уменьшается при переходе к Тонкому и Огненному Мирам. Но все равно, даже такие субъективные и относительные результаты лучше полного их отсутствия у современной ортодоксальной науки, необъективно отбрасывающей все, что не помещается в ее сознании и догмах.

Таким образом, речь идет о том, что сделать науку семеричной можно, лишь расширив сознание ученого вмещением явления семеричного Космоса и семеричного человека и допустив использование самого исследователя в качестве семеричного “прибора” Новой науки. При этом объективность научных исследований будет зависеть не от совершенства физических приборов и механических приспособлений, но от утонченности невидимых тел или оболочек самого научного работника, посредством которых он будет входить во взаимодействие с изучаемыми энергетическими плоскостями или сферами семеричных объектов и явлений жизни. Поэтому каждый ученый должен быть прямо заинтересован в расширении своего сознания и повышении его качества, ибо только таким путем он может максимально приблизиться к Истине. Вопрос “как” этого достичь - уже другой вопрос, и Культура предлагает нам разные пути, которые все вместе и составляют то, что мы называем ЖИЗНЬЮ в ее высшем выражении. Но надо еще раз обратить внимание на то, что главным при этом будет не путь (наука, религия, искусство и так далее) и не средства (приборы, молитвы, посты, краски и кисти), а цель пути - Новый человек, вмещающий весь Космос. Поэтому любую форму или путь познания мира можно считать наукой.

Действительно, ведь за словом “наука” стоят ученые или научившиеся чему-то люди, то есть обладающие некоторым опытом взаимодействия с материей или жизнью, если расширить понятие материи за пределы того, что мы видим глазами или приборами. Но ведь такими же учеными и экспериментаторами являются, например, многие искренние представители тех или иных религиозных конфессий, которые самоотверженно пытаются идти или уже прошли вслед за своими великими Учителями; только они исследуют не внешний мир, а внутренний или микрокосм, что, как мы теперь понимаем, одно и то же. Так что любого святого мы можем считать настоящим АКАДЕМИКОМ духовных наук или Жизни. И такие Академики науки духовной, конечно, значительно превосходят в своих познаниях многих современных академиков науки светской, потому что сумели перенести сознание из Кама в Буддхи и использовать самый утонченный прибор Агни в качестве главного инструмента своих научных исследований. К тому же они занимались изучением тех сфер материальной Вселенной, на пороге которых наука ранее останавливалась: область науки - до принципа Кама (если считать психологию наукой), область религии от Кама и выше; да и само слово “религия” уже говорит о связи с Высшим, то есть с Абсолютом. Также философия есть наука всей жизни, потому что Космос основан на Сердце, как источнике Мудрости и Любви, и полюбившие Мудрость, откроют Врата Беспредельности. Так же искусство, как наука о высшей Красоте и Гармонии мира, способно поднимать сознание в очень высокие сферы Сердца, откуда оно (искусство) черпает свое вдохновение. А разве Моцарт и Пушкин менее ученые люди, чем Ньютон и Ломоносов - основатель Московского университета? И не является ли ученым любой человек и даже ребенок, исследующий и познающий жизнь на своем уровне развития сознания? И не будем ли мы сами такими же “учеными” детьми по сравнению с Руководителями нашей планеты и Солнечной системы?

И так любую форму или путь познания мира, собранных под сводом Культуры, можно считать наукой. Духовной же наука становится тогда, когда сердце исследователя жизни широко открывается ко всем ее огненным проявлениям и начинает биться вместе с Сердцем Иерархии или Космическим Магнитом. Только Новый человек принадлежит Новому Миру и является истинным ученым и самым выдающимся исследователем жизни, потому что с помощью Агни может легко проникать любую форму или явление на всех планах семеричного Космоса. Новый человек есть достояние каждого, вопрос только в том, как сделать его ведущим и руководящим началом своей жизни. Путей много, но все они начинаются и заканчиваются в Сердце.

Счастливого пути!

Hosted by uCoz